ИСПАНЕЦ В РОССИИ
Имя и труды Августина Бетанкура заслуживают доброй памяти
Екатерина Славина
Петр I, отличавшийся страстной любовью ко всему западному, повелев основать город на Неве, нарек его на немецкий манер и сделал столицей империи. Соответственно и планировка, и архитектура Санкт-Петербурга были выполнены в лучших традициях заграничных архитекторов.
Впрочем, в то время в России практически не было профессиональных инженеров и градостроителей, поэтому обилие иностранных фамилий в списках основателей Северной Пальмиры неудивительно.
Удивляет другое. Все иностранцы, принимавшие участие в строительстве и украшении Петербурга, не просто отрабатывали свои деньги. Они по-настоящему проникались любовью и к городу, и к России. Она становилась для них второй родиной.
Умение выбирать заграничных специалистов и превращать их в истинных патриотов своей страны унаследовал от предков и Александр I. Одним из таких иностранцев стал Августин Бетанкур, испанец по происхождению, которого император пригласил из Франции.
На тот момент Бетанкуру было 50 лет, он объехал всю Европу, получил хорошее образование, потом преподавал, проектировал, строил. Потомок королей Канарских островов, бывший министр водных и шоссейных путей Испании, ученый с мировым именем...
Августин Августинович Бетанкур (Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина) родился 1 февраля 1758 года на острове Тенериф в семье одного из феодалов Канарских островов, принадлежавших Испании. Он являлся прямым потомком Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 году Канарские острова. Получив общее образование в Королевском учебном заведении и Академии изящных искусств в Мадриде, Бетанкур становится одним из образованнейших людей страны. Талантливого молодого человека, уже получившего несколько премий за свои работы, командируют во Францию.
За несколько лет напряженной учебы в Париже и благодаря общению с выдающимися учеными Бетанкур к 30 годам превратился в крупного инженера-исследователя. Уже к 1788 году он назначается директором Королевского кабинета машин в Мадриде, в связи с чем увлеченно собирает модели машин, чертежи, книги о машинах - основу собраний Кабинета. Молодой ученый продолжает активно заниматься наукой. Он изобретает различные машины для шелковых фабрик, для расчистки каналов и портов, конструирует паровую машину и механизмы передачи для нее. За время его руководства Кабинетом был построен первый в Испании оптический телеграф между Мадридом и Кадисом.
В 1799 году Бетанкура назначают генеральным инспектором путей сообщения Испании. Со свойственной ему энергией он борется за переустройство всей системы путей сообщения страны.
Из-за политических изменений в стране в 1807 году Бетанкур вынужден был покинуть Испанию и переехать во Францию. Там он познакомился с русским посланником И.М. Муравьевым-Апостолом. Последний пригласил одаренного инженера в Россию. В ноябре того же года Бетанкур приезжает в Санкт-Петербург на переговоры с правительством.
После успешных переговоров по решению Александра I Бетанкур в 1808 году был принят на русскую военную службу в чине генерал-майора и направлен в Ведомство путей сообщения. В 1809 году произведен в генерал-лейтенанты и назначен инспектором (начальником) новоучреждаемого Института корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений.
Институт разместился во дворце на Фонтанке, купленном с разрешения правительства у князя Юсупова. Бетанкур организовал вуз по своему проекту и руководил им до 1824 года. Им был предложен учебный план, на основе которого Институт мог готовить инженеров-строителей широкого профиля, способных вести любые строительные и строительно-дорожные работы. За время пребывания Бетанкура на посту ректора институт выпустил 150 инженеров путей сообщения. Он сам так формулировал смысл своей работы: "Цель института - снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из него могли быть назначаемы к производству всяких работ в Империи".
Августин Бетанкур сам подбирал преподавательский состав. Среди педагогов были четыре профессора. Впервые в России началось обучение по принципу французской технической школы таким дисциплинам, как начертательная геометрия и высшая математика. Первыми студентами Института путей сообщения стали графские, княжеские сыновья, а также сыновья английских, французских и немецких подданных.
Вообще этот талантливый инженер и замечательный человек сделал очень много для развития России и превращения ее в одну из передовых стран того времени. Под его руководством был переоборудован Тульский оружейный завод, построен пушечный литейный двор в Казани, реконструирована Александровская мануфактура. Бетанкур оснастил машинной техникой Экспедицию для изготовления государственных бумаг в Петербурге (нынешняя фабрика Гознак). Он также разработал эскиз новых ассигнаций. Уже 21 августа 1818 года фабрика начала выпуск новых денег. Бетанкур сконструировал первое в мире судно с паровым двигателем, испытания которого производились в Кронштадте. В течение четырех лет, с 1818 по 1822 год, при его участии была построена первая крупная шоссейная дорога в России Петербург-Новгород-Москва.
Однако основное свое время Августин Бетанкур посвятил Комитету для строения и гидравлических работ, которым он руководил в течение 25 лет.
В 1817 году под его руководством был построен Манеж для проведения парадов. Постройка была уникальной, даже в Европе того времени не было ничего подобного. Здание размером 166 на 44 метра без единой колонны. Все стропильные конструкции были спроектированы Бетанкуром, само строительство также осуществлялось под его непосредственным наблюдением.
Бетанкур со своими питомцами стал одним из основателей мостостроения в России. Каменные мосты на Московском шоссе, Исаакиевский плашкоутный мост через Неву - крупные вехи отечественного мостостроения. Он был автором и проектировщиком первого в России большого арочного постоянного моста через Малую Невку, соединявшего Каменный и Аптекарский острова. Этот мост был единственным уцелевшим в разрушительном наводнении 1824 года.
Одним из самых значительных достижений Августина Бетанкура по праву считается строительство ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде. Всего на постройку грандиозного торгового комплекса было ассигновано казной 6 миллионов рублей, из которых полтора миллиона, предназначенных для реконструкции Зимнего дворца, пожертвовал самолично Александр I. Всего за четыре года на стрелке Оки и Волги вырос ярмарочный город.
Предваряя рассказ о строительстве ярмарки, не мешает уточнить и значение самого понятия авторского проекта монументального здания в архитектурной практике России начала XIX века - эпохи позднего классицизма. К проектированию зодчий должен был приступить лишь после личного (часто неоднократного) осмотра места постановки будущего здания, после анализа уже существующего возле застройки природного ландшафта и изучения геологии грунта. Это было обязательным условием для зодчего эпохи классицизма, когда в комплексе решались вопросы как общей архитектурной гармонии, так и надежности конструкций монументальных зданий.
В архивных документах начала XIX века постоянно встречаются факты отказа самых одаренных зодчих страны от участия в конкурсах на возведение государственно важных (а следовательно, престижных и хорошо оплачиваемых) сооружений только на том основании, что они не были в том или ином городе России и не знают ландшафта, перепада высот местности и уже существующей окружающей застройки.
Бетанкуру же, который долгие годы возглавлял Главное управление путей сообщения, довелось побывать во многих городах страны: Казани, Саратове, Астрахани, Тифлисе, Кисловодске, Керчи, Феодосии, Севастополе, Одессе.
Доподлинно известно, что в связи со строительством Нижегородской ярмарки Бетанкур - от начала эскизной проработки проекта ярмарочного комплекса, закладки фундаментов, строительства и до сдачи зданий в эксплуатацию - все строительные сезоны проводил в Нижнем Новгороде.
Оценивая в конце жизни свой вклад в укрепление славы России, которую он почитал второй родиной, Бетанкур называл ярмарку в Нижнем своей "любимою забавою" и считал, что многолетним трудом создал ансамбль, "один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России".
Созданные летом 1817 года в Нижнем Новгороде эскизные наброски Бетанкур спешно дорабатывал осенью того же года в Петербурге. Правительству были представлены прекрасно прорисованные, раскрашенные акварелью огромные листы картона с проектами, которые и были утверждены 3 ноября 1817 года. Следовательно, всего за каких-то 2-3 месяца инженер подготовил проект, эскизы и планы в чистовом варианте.
Центр ярмарки занимал Гостиный двор, состоящий из отдельных корпусов, с 2530 лавками. Анализируя планировку всего ярмарочного комплекса и конкретно Гостиного двора, можно сказать, что строителями комплекса были решены не только утилитарные задачи - разместить как можно большее количество торговых людей, но и художественно-композиционные. По берегам Обводного канала было выстроено еще более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров. Инженерные сооружения были спроектированы по последнему слову техники.
Августин Бетанкур, по отзывам современников, слыл чрезвычайно порядочным и мягким человеком в отношениях с подчиненными. В свою команду он собирал многих архитекторов и каждому старался предоставить возможность для полного и всестороннего проявления талантов и способностей. Так было и с привлечением Огюста Монферрана к прорисовке фасадов зданий Нижегородской ярмарки.
Бетанкур вообще много и долго работал с таким талантливым архитектором, как Монферран. Надо сказать, что своей головокружительной по тем временам карьерой Огюст Монферран в большей степени обязан Бетанкуру. В Россию он приехал в 1816 году. Восхитившись его рисунками и чертежами, Александр I отдал распоряжение определить архитектора начальником чертежной в Комитет для строений и гидравлических работ, который возглавлял Августин Бетанкур.
Автором великолепного образца архитектурного искусства - Исаакиевского собора - принято считать Монферрана. Не умаляя его заслуг, хочется отметить, что разрабатывал эскиз проекта пepecтpoйки Исаакиевского собора Бетанкур. Он лично занимался расчетом фундамента, проектированием лесов и подъемных механизмов. Занимался этим до конца своих дней. "Всем, чего я достиг в архитектурном искусстве, я обязан вашему таланту и руководству", - писал ему Огюст Монферран.
К сожалению, окончания реконструкции Августину Бетанкуру увидеть не довелось. Долгое время доверие к Бетанкуру со стороны царствовавшего императора Александра I было безграничным. С успехом совмещая все свои должности, Августин трудился на благо России и был награжден орденом Святого Александра Невского. Он был далек от интриг и верил в справедливо завоеванное расположение императора. Но был оклеветан завистниками и фаворитом Александра I графом Аракчеевым.
Последовала отставка, которую он не мог перенести. 26 июля 1824 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появился некролог: "С прискорбием объявляю по Корпусу о кончине господина генерал-лейтенанта Бетанкура".
В том же году, после смерти своего ближайшего покровителя и помощника, Огюст Монферран сооружает ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. В 1979 году прах Бетанкура был перенесен на кладбище Александро-Невской лавры, где установлено первоначальное надгробие.
Заслуги Августина Бетанкура на российской службе не менее значимы, чем на испанской, но известность его имени ограничивается у нас пока узким кругом специалистов. Правда, в последние годы это положение стремятся изменить. 27 июля 1995 года, накануне празднования своего 130-летия, Министерство путей сообщения России учредило памятную медаль имени Бетанкура. Ею награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие высшего транспортного образования.
Старейший железнодорожный вуз России свято чтит память своего основателя. В феврале 1998 года в Университете путей сообщения проводились празднества, посвященные 240-летию со дня рождения Бетанкура. Регулярно проходят бетанкуровские чтения. 26 февраля в Манеже также откроется выставка, посвященная Августину Бетанкуру.
Замечательный ученый и администратор Августин Бетанкур воспитал и подготовил плеяду талантливых русских инженеров и ученых, создавших неповторимую транспортную сеть на необъятных просторах России. Когда-то в своем докладе императору Бетанкур отмечал, что Россия очень богата путями сообщения, но используются они слабо.
Вся его жизнь с момента приезда в Россию была направлена на улучшение российских путей сообщения. Его предложения о развитии водных путей сообщения очень долгое время оставались источниками новых научных и проектных инженерных разработок. Правда, об этом, как правило, знали лишь специалисты. Очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем имя прославленного испанца станет известно даже рядовому обывателю.
материалы: Независимая Газета © 1999-2000 разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000 |
Опубликовано в Независимой газете от 20.02.2001 Оригинал: http://ng.ru/style/2001-02-20/16_spanish.html |